
Тонкие шрифты — как модный минималистичный диван, который потрясающе выглядит на фотографиях, но на котором совершенно невозможно сидеть. Дизайнеры годами одержимы ими, считая их символом элегантности, изысканности и высокого брендинга. Но давайте будем реалистами: тонкие шрифты — это катастрофа с точки зрения удобства использования и доступности.
Они напрягают глаза, исчезают на некоторых экранах и активно отталкивают пользователей с неидеальным зрением. Тем не менее, годами бренды и дизайнеры прилагали все усилия, заставляя людей щуриться на нечеткий текст, чтобы просто прочитать меню или кнопку призыва к действию. Смотреть на это было неприятно, но есть и хорошие новости: некоторые дизайнеры наконец-то начинают осознавать.
Всё больше сайтов потихоньку отказываются от ультратонкой типографики в пользу текста, который действительно можно прочитать. Например, Apple когда-то продвигала ультратонкие шрифты в iOS 7, но затем пошла на попятную и утолщила их из-за жалоб пользователей. Google также отказалась от излишне изящной типографики Roboto Thin в пользу более выразительной и чёткой.
Даже бренды, которые когда-то гордились своей эстетикой шёпота, — например, дома моды класса люкс, — начинают отдавать предпочтение читабельности, а не чистой «гладкости».
Так почему же так долго?
Культ эстетики над функциональностью
Тенденции в дизайне — странная штука. В один момент мы все одержимы скевоморфизмом, превращая цифровые интерфейсы в кожаные блокноты и деревянные книжные полки. В следующий — мы стираем всё начисто, уплощаем кнопки и уменьшаем шрифты до тончайших штрихов.
Мода на тонкие шрифты достигла пика популярности с расцветом минимализма. Пустое пространство, светло-серые оттенки и едва заметный текст стали стандартом того, что считалось «современным» и «премиальным».

Конечно, в контролируемой среде — на экране с высоким разрешением, при идеальном освещении, когда удобно сидишь и, знаете ли, не пользуешься сайтом. Но как только реальность даёт о себе знать — плохое освещение, маленькие экраны, стареющее зрение — тонкие шрифты становятся кошмаром.
Давайте не будем притворяться, что дело только в эстетике. Бренды использовали ультратонкие шрифты как символ статуса. Они не были созданы для удобства использования, они были созданы для эксклюзивности. Если вы не могли прочитать текст, возможно, вы просто не «правильная» аудитория.
Катастрофа доступности, которую мы все игнорировали
Конечно, это было не просто неудобством — это стало настоящим препятствием для миллионов пользователей. Людям со слабым зрением, дальтонизмом или когнитивными нарушениями было трудно читать тонкие шрифты. Кроме того, многие из этих шрифтов не проходили базовые тесты на контрастность, особенно в сочетании с модными низкоконтрастными цветовыми схемами.
С юридической точки зрения это бомба замедленного действия. В США и Европе сайты неоднократно подвергались судебным искам за несоответствие стандартам доступности, и типографика играет в этом не последнюю роль. Рекомендации по обеспечению доступности веб-контента (WCAG) существуют не просто так. Их игнорирование не только негативно сказывается на пользовательском опыте, но и может привести к юридическим проблемам.
И страдают от этого не только люди с ограниченными возможностями. Обычный пользователь не хочет напрягать глаза, чтобы просто прочитать вашу навигационную панель. Если ему приходится щуриться, он теряется. Это потеря вовлеченности, потеря конверсий, потеря клиентов.
Мобильный опыт стал еще хуже
Если тонкие шрифты плохи на настольных компьютерах, то на мобильных устройствах они просто катастрофичны. На маленьких экранах и без того слабые шрифты ещё сложнее читаются. Добавьте к этому хаос реальных условий — блики солнца, тусклое освещение, дрожание рук при прокрутке — и ваш элегантный шрифт внезапно становится совершенно нечитаемым.
Неудивительно, что даже такие компании, как Google, изначально придерживавшиеся ультратонкой типографики, изменили курс. В последующих версиях Material Design предпочтение отдавалось более жирным и читабельным шрифтам, поскольку было осознано, что пользователям необходимо видеть текст.
Медленная смерть тонких шрифтов (и почему некоторые веб-сайты переходят на них)
К счастью, мы начинаем видеть перемены. Некоторые из крупнейших технологических компаний — Apple, Google, Microsoft — постепенно стали использовать более толстые шрифты в дизайне интерфейсов. Индустрия наконец-то осознаёт, что удобство использования важнее, чем «крутой» внешний вид.
Взять, к примеру, Spotify. В их ранних мобильных приложениях текст был тонким, едва заметным, и читать его во время ходьбы или поездки на работу было просто кошмаром. Со временем они перешли на более тяжёлые шрифты с лучшей контрастностью. Даже Instagram, некогда чемпион ультратонкого дизайна, скорректировал свою типографику, чтобы сделать её более разборчивой.
Люксовые бренды тоже подхватывают эту тенденцию. Некоторые магазины одежды высокого класса отказались от тончайших шрифтов в пользу чего-то более удобного для восприятия человеком — радикальная идея, я знаю.
И это происходит не только на крупных сайтах. Небольшие бренды и стартапы также понимают, что читабельность = вовлеченность. Сайты, для которых удобство использования — например, новостные сайты, платформы электронной коммерции и даже приложения социальных сетей — переходят на более жирную, жирную и разборчивую типографику.
Что нужно делать дизайнерам (и что перестать делать)
Суть вот в чём: если вы всё ещё используете очень тонкие шрифты, вы работаете с прошлым. Эта тенденция уходит. Пользователи не хотят тратить время на чтение вашего контента.
Так что же могут сделать дизайнеры?
Во-первых, перестаньте использовать тонкие шрифты по умолчанию. То, что шрифт хорошо смотрится на статическом макете, не означает, что он будет работать в реальном мире.
Во-вторых, протестируйте свою типографику в разных условиях. Попробуйте её на мобильном телефоне, на разных экранах, при разном освещении. Если вам сложно читать, то и вашим пользователям тоже.
В-третьих, используйте контраст. Светло-серый текст на белом фоне может выглядеть современно, но это катастрофа с точки зрения удобства использования. Сделайте текст ярким — ваша аудитория будет вам благодарна.
И наконец, пресекайте неудачные решения клиентов. Если клиент настаивает на ультратонком шрифте, потому что считает его «элитным», покажите ему данные. Объясните, как удобство использования и доступность влияют на вовлеченность. Если он всё ещё хочет саботировать свой собственный сайт, вы хотя бы попытались.
Заключительные мысли: давайте уже двигаться дальше
Тонкие шрифты были ошибкой. Какое-то время они выглядели элегантно, но никогда не были практичными. Теперь, когда всё больше брендов переходят к типографике, ориентированной на удобство использования, пришло время расстаться с прошлым.
Хороший дизайн — это не только красивый внешний вид, но и функциональность. Лучшая типографика не просто шепчет — она говорит громко и чётко.
Итак, дизайнеры, давайте перестанем заставлять пользователей страдать. Сделайте шрифты читабельными. Сделайте текст доступным. И ради всего UX-дизайна давайте покончим с тонкими шрифтами.
РАЗВЕРНУТЬ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
- Юзабельность
Как построить супер продающий сайт вокруг кнопки
10980 2 - Юзабельность
UX-писатель — кто это такое и что он делает?
8443 1 - Юзабельность
Линейная структура сайта повышает вовлечённость на 30%. Узнайте почему!
7324 0