Как мы делаем меньше и сохраняем с клиентами хорошие отношения

Немного лукавства позволил себе. Стал бы с нами кто-нибудь работать, если бы мы хронически недорабатывали? Не пробовал, но думаю, что нет. Тем не менее, я докажу, что порой (хотя, на самом деле, почти всегда) лучше сделать "меньше", чтобы клиент остался доволен.

Как делать меньше

Для начала определимся, что я веду речь про IT-продукты уровня выше среднего. Это серьёзные интернет-магазины, сервисы, интерфейсы и интеграции. Т.е., речь не про простые сайты.

  1. Коронавирус убивает ваш бизнес? Заказывайте интернет-магазин!
  2. Как запустить MVP сайта и зарабатывать через 2 месяца

Разработка таких проектов может длится месяцы и даже годы. Более того, она вообще может не закончиться никогда. За примерами далеко ходить не нужно: Amazon непрерывно модернизирует и допиливает сайт.

Поставьте себя на место заказчика интернет-магазина. Не Amazon, но тоже замороченного. Он приносит в веб-студию техническое задание и ему выкатывают смету. Горизонт событий — 7-9 месяцев. Ок! Ударили по рукам и вперёд.

9 месяцев — срок немалый. Заказчик занимается своим делом, у него рождаются новые идеи. Он кидает их разработчикам. Разработчики отбиваются как могут, ибо проект и без того сложный.

Полгода спустя интернет-магазин почти готов. А заказчик успел сменить бизнес-процессы и то, что было актуально 6 месяцев назад, уже быльём поросло. Это, конечно, экстремум и случается не каждый день. Главная засада в том, что заказчик — предприниматель. Это прекрасно, предприниматели вращают мир. Но они не любят ждать. А тут полгода простоя! Он уже всем нервы истрепал и сам себя накрутил. Разработчики у него сплошь криворукие, уже поругаться успели. А тут настал этап тестирования бета-версии интернет-магазина. Функционал сырой, всё сыплется. Но баги фиксятся, процесс нормальный. А заказчик-то уже на пределе. Запахло жаренным...

Стоп! Что это за кошмар? Разве так бывает? К сожалению, бывает. Я даже целое исследование читал как меняются отношения клиента и веб-студии за время разработки. По-моему, AIC проводил. У них чётко показано, что на старте клиент влюблён в веб-студию, потому что он её сам выбрал. А на финише уже просто ненавидит и проклинает за то, что связался с ними. В таких случаях продукт частенько умирает. Потому что любой IT-проект не может жить в какой-то стадии. Его нужно постоянно улучшать. Когда клиент поссорился с веб-студией, ему даже думать дурно о том, что нужно снова с ними работать.

Получается, что это неизбежно? И да, и нет. Это неизбежно, если клиент морально не готов к марафону и если у него нет опыта длинного цикла разработки. А веб-студия его по этому марафону прогонит.

Этого можно избежать. Так показывает наш (и не только наш) опыт. Даже с неопытными клиентами. Даже в сложном проекте. Даже если клиент морально неустойчив.

Как и все эффективные методы, наш чрезвычайно прост.

Разбейте ваш марафон на отрезки поменьше. Вот мы и добрались до "поменьше". Вот смотрите: что такое интернет-магазин? Каталог товаров — это раз. Отлично! Первый этап — делаем каталог товаров. Это займёт в 10 раз меньше времени, чем интернет-магазин со всеми его свистелками. Когда запустим и вылижем от багов каталог, посадим клиента его наполнять. И клиент при деле, и работа параллелится!

  1. Как спроектировать правильный интерфейс оплаты
  2. Как сделать страницу «Ничего не найдено» в интернет-магазине

Двигаемся дальше: нужна корзина, вспомогательные страницы. Ок! Делаем. Короткий (сравнительно) этап, осязаемое количество багов, довольный как слон клиент. Его сайт все лучше и лучше.

Мы делаем меньше, а клиент доволен!

Разумеется, мы делаем ту же работу. Её не стало меньше. Но процесс стал более дружелюбный. Клиент видит результат. Он счастлив!

Я не стану перечислять следующие этапы. Это дело техники. Главное — понять саму идею. Мы двигаемся этапами. Это так просто! И это так эффективно.

Клиент не всегда располагает полновесным бюджетом на супер-магазин своей мечты. А двигаясь этапами мы не заставляем его ждать. Мы позволяем двигаться вперёд шажками.

Новые идеи на лету

Метод шажков не отрицает внедрение новых идей по ходу работы. Ведь почему веб-студия не хочет внедрять идеи клиентов, которые появились в ходе работы? Да потому что бюджет утверждён и теперь нужно успеть всё доделать пока деньги не кончились. Каждая новая идея — это растягивание сроков. Если расслабиться и выполнять все прихоти клиента, недолго уйти в минус и вообще не закончить проект. Кому оно нужно?

Двигаясь шашками можно переиграть что угодно когда угодно. В разумных пределах, конечно. Но теоретически ничего не мешает. У нас с клиентом пропадает фактор сроков. Процесс идёт, клиент видит результат, он пользуется продуктом на полную катушку и новые идеи реализуются не "потом", а на лету.

  1. Как на практике выглядит работа по смете Time & Material
  2. Как сэкономить на SEO 3 млн ₽

А ещё можно запускать пилотные функции с расчётом модернизации их в полновесный функционал в будущем. Наметать таким образом каркас продукта и по мере выделения финансирования допиливать до полного и всеобщего счастья.

Вот так мы делаем "меньше"! Я подчеркну: любой сложный и дорогой проект можно начать с чего-то пилотного. Хотите убедиться? Пишите мне заявку!

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ ПЕРВЫМ!

РАЗВЕРНУТЬ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Д е й с т в у й !
Оставьте ваши контакты и мы ответим в течение 10 минут.
Ваша заявка принята!

Рассылка Reconcept, подпишитесь на наш полезный блог

Ваша заявка принята!